Главная

Логопедия

Подготовка к школе

Мои публикации

Родителям

Медиатека

logopedbutovo.ru

Все права защищены. 2016

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

В первые дни жизни ребенок не умеет управлять глазными мышцами и должен  делать постоянные усилия, чтобы приспособить свой зрительный аппарат и научиться им пользоваться. Важный акт в развитии способности видеть состоит в ПЕРЕДВИЖЕНИИ ГЛАЗ ОТ ОДНОГО ПРЕДМЕТА К ДРУГОМУ И СЛЕЖЕНИИ ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ПРЕДМЕТОМ.

Враг номер два – бортики на кроватке ребенка. Кроме движущейся игрушки «мобиля», посмотреть больше не на что.  Уберите один бортик с кроватки ребенка, пусть он воспринимает ВСЕ

предметы окружающей обстановки,  в том числе и удаленные от него.  До шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев - двигательные реакции руки.

Первые игрушки ребенка должны быть ОДНОЦВЕТНЫЕ, лучше основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

Игрушки тщательно подбирайте согласно возраста, их не должно быть слишком много – это вызывает быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому.

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧИ

Первый год жизни рассматривается как доречевой период. Условно можно разделить на четыре этапа: (0-3мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; (3-6 мес.) – время появления голосовых реакций, гуления, лепета; (6-10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; (10-12 мес.) – появление первых слов.

Речь взрослого, обращенная к ребенку должна быть медленная, внятная, интонированная, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Лицо взрослого должно находиться на одном уровне с ребенком, тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, - это помогает ему осваивать произношение звуков.

Чаще используйте глаголы. Современные дети, особенно с нарушением речевого развития почти не используют глаголы.  Показывая, например, летящий самолет, не просто скажите, что это самолет, а обязательно добавьте ЛЕТИТ. ЛЕТИТ ВЫСОКО. Если во время прогулки вы увидели кошку, озвучьте такими глаголами, как бежит, крадется, прячется и т.д.  Ведь, движение можно у

видеть только в момент его осуществления (машина – мчится, тормозит, сигналит и т.д.)

Когда ребенок подрастет, очень рекомендую проводить в домашних условиях следующие игры для развития речи:

 Например, для изучения цвета.

Утром неожиданно для ребенка повесьте воздушный красный шар, например, на люстру. Это сигнал к изучению данного цвета.  Соберите вместе с ребенком в корзину (коробку) несколько

предметов красного цвета (посуда, одежда, игрушки  и т.д.). Особенно хорошо, если другой взрослый, придя с работы похвалит ребенка, за правильно выполненное задание.  Вместе с ребенком положите все эти вещи на место, обращая внимание, что чашка – это посуда, поставим на кухню, кофта – это одежда, отнесем в комнату, в шкаф и.т.д.

Если ребенок путает какие-либо цвета проведите несколько подобных игр на дифференциацию. В одну коробку соберите все красное, в другую желтое и.т.д.

Подобные игры можно проводить и на изучение формы, размера, веса и.т.д.

Почаще ходите с ребенком в такие магазины, где можно потрогать, понюхать, изучить, например, овощи и фрукты. Обратите внимание ребенка на то, что, например, помидоры бывают

разной формы, размера, оттенков цвета, веса и т.д. Где, как не в магазине еще можно это изучить в натуральном виде.

Вспомните фольклорные игры (Сорока, Заинька и т.д.).

Когда ребенок начнет спрашивать ЧТО ЭТО?, указывая на предмет, обязательно расскажите не только название, а из чего сделан, для чего его люди используют. А если это относится к

животному миру, сразу расскажите, где живет, чем питается, обратите внимание на характерные признаки внешнего вида и характера животного.

Самые первые сказки старайтесь не читать, а рассказывать ребенку, создавая ситуацию диалога. (Не просто «бабка за дедку», а призывайте ребенка участвовать в рассказе.  Давай  поможем

дедке позвать бабку. Бабка, иди, иди, помоги деду!! И т.п.)

Внимательно изучите таблицу нормального психофизического развития ребенка.

 

ОСЯЗАНИЕ

Кожа, слизистая оболочка и мышцы губ служат ребенку главным орудием осязания.

Перед кормлением  дайте возможность ребенку почувствовать тепло груди (теплой бутылочки)  на небольшом расстоянии, он начнет поиски головой и губами в соответственном направлении.

Совсем скоро ребенок начнет самостоятельный поиск новых ощущений,  и  при помощи рта и губ определять  физические качества предметов – твердость, мягкость, жидкость, шероховатость и даже температуру – то, что впоследствии определяется осязающим пальцем. Не лишайте возможности ребенку тянуть в рот предметы и ткани, которые  доступны в кроватке.  Самые первые предметы и игрушки должны быть ОДНОРОДНЫ по цвету, форме, материалу.

Современные родители не пеленают младенцев, а зря. Предоставленный самому себе в период бодрствования ребенок производит многочисленные движения, освобождая ручки и ножки из

пеленок. Число удачных попыток приносит удовольствие и развивает  активное осязание. Пеленайте детей несколько раз в день и давайте возможность ребенку активно сопротивляться.

 

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Для основы психического развития ребенка слух имеет даже большее значение, чем зрение.  Видимым знаком того, что ребенок  слышит, можно считать внезапное смыкание век при любом

сильном звуке, как будто ребенок пугается или поражается звуком.

ЦЕЛЕСООБРАЗНО  при пробуждении ребенка не сразу брать его на руки, а оставить на некоторое время в уединении , предоставляя  самому себе. В это время он сосредотачивается на восприятии множества звуков окружающей среды, прислушивается к звукам от его собственных движений, от шуршания собственной одежды, от собственного дыхания. ( Но и оставлять ребенка одного в кроватке надолго нельзя,  ему необходимы эмоциональные ощущения от рук  близких, вестибулярные ощущения от укачивания и т.д.)

Совет. Не спешите быстро подходить к кроватке ребенка, пусть ребенок прислушивается к шороху шагов близких.  Позовите ребенка сначала на дальнем расстоянии, затем подходя ближе и в непосредственной близости.

Телевизор  – враг номер один. Работающий целый день фоном телевизор не дает возможности ребенку воспринимать    и дифференцировать тончайшие звуки окружающей среды (звуки льющейся воды из крана, пылесоса, лая собак за окном, сигнала автомобиля). А САМОЕ ГЛАВНОЕ –  работающий телевизор не дает возможности услышать РАЗГОВОРА ВЗРОСЛЫХ МЕЖДУ СОБОЙ, не дает возможности восприятия всех оттенков фундамента речи – ее ритмо-интонационной стороны, которую можно воспринять ТОЛЬКО от окружающих взрослых.

Для игры с ребенком подбирайте РАЗНОРОДНЫЕ по звучанию игрушки. Старайтесь греметь игрушкой  с разных сторон от ребенка и на разном расстоянии от него. Пусть старается найти и повернуть голову  в направлении источника звука. Когда ребенок подрастет, не лишайте возможности греметь крышками кастрюль или ложкой по  столу и разным предметам. Эта любимая забава детей очень важна для их психофизического развития.

< НАЗАД