Главная

Логопедия

Подготовка к школе

Мои публикации

Родителям

Медиатека

logopedbutovo.ru

Все права защищены. 2016

СКРИНИНГОВАЯ ОЦЕНКА РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Первая встреча родителей ребенка с нарушениями речевого развития и логопеда, как правило, происходит в период трехлетнего возраста ребенка, а зачастую и намного позже. Но, иногда, практически сразу после рождения, можно предвидеть возможную задержку речевого развития. К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы головы, асфиксия новорожденного, соматические заболевания, повышенное внутричерепное давление. Предрасположены к отставанию в речевом развитии ослабленные дети, плохо развивающиеся физически (они вяло сосут, позже положенного времени начинают держать голову, ползать, ходить). Над речью можно и нужно работать так, чтобы стимулировать мышление ребенка, развивать его понятийный аппарат. Ранее консультирование родителей у логопеда может помочь:

- нормально развивающемуся ребенку в своевременном становлении правильной речи;

- с помощью правильной и своевременной диагностики предупредить возникновение стойких нарушений речи;

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трех лет жизни. Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Предлагается создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений развития, задачей которой была бы разработка и апробация различных моделей скринингового и более глубокого исследования детей первого года жизни для выявления детей с отклонениями в развитии и составляющих «группу риска». Для более быстрого обследования, доступного даже студентам, среднему медицинскому персоналу и родителям ребенка, имеющего в анамнезе ПЭП (перинатальную энцефалопатию), предлагается скрининговая методика-шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Е.С. Кешишян, 2000).

Исследуются пять показателей психомоторного развития: моторные функции, социальная адаптация, слухоречевые возможности, зрительные функции и особенности моторики рук.

 

Балльная оценка производится по графам и сравнивается с нормативными показателями.

Анализируя результаты, можно определить, какие из пяти показателей формируются со значительным отставанием, то есть определить детей группы риска по недоразвитию психомоторной сферы и наиболее отстающие функции. Это позволяет спланировать путь коррекционного воздействия, прослеживать динамику и оценивать эффективность коррекционной работы. Это позволит своевременно с учетом сензитивных периодов оказать адекватную медико-психолого-педагогическую помощь детям.

В результате коррекции в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект (по данным Волосовец Т.В.).

Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Волосовец Т.В.).

Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

 

Получила развитие сеть психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение ребенка, у которого родителями, врачами, психологами выявлены заметные отклонения в развитии.

Комиссии определяют для него пути получения образования, консультируют родителей и педагогов.

Однако дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения ПМПК, так как преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сензитивный период в формировании психомоторных функций.

Одним из важнейших условий результативности коррекционноразвивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка (Серебрякова Н.В., Борякова Н.Ю.).

В исследованиях Г.В. Чиркиной выделен ряд диагностических показателей, позволяющих отнести детей к группе риска.

 

Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности.

К ним относятся:

• понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;

• долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков, структура слогов, просодия);

 

• первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами, двухсловные высказывания); появление коммуникативных намерений;

• начало активной речи (объем словаря, ранний синтаксис: аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);

• овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).

Наиболее приближенными по месту жительства для детей младенческого возраста являются детские поликлиники, которые посещаются регулярно (профилактические прививки, диспансерные дни, регулярные осмотры педиатра, обязательные посещения кабинета здорового ребенка и т. д.). Эта служба отработана и проходит в рамках обязательного медицинского страхования.

 

Наличие в детских поликлиниках таких специалистов, как логопед и психолог, могут помочь в обеспечении и проведении скрининговых исследований детей с первых месяцев жизни. Общую диагностику психического и речевого развития детей смогут самостоятельно проводить родители, медицинские работники, а в кабинете здорового ребенка при детских поликлиниках - логопеды и психологи поликлиник. Необходимо включить консультацию логопеда и психолога в рамки обязательного посещения в диспансерные «грудничковые дни» поликлиники. К участию должны привлекаться родители младенцев и детей раннего возраста.

 

 

1

2

< НАЗАД